Цель: формирование
общеучебных компетенций по предмету за курс 8-9 классов. Задачи:
повторить основные теоретические сведения за
курс основной средней школы по русскому языку и литературе;
·
развивать познавательный интерес учащихся к
предметам гуманитарного цикла:
·
расширить кругозор учащихся.
Оборудование:
- карточки с заданиями
- музыкальное сопровождение
- проектор
- ручки и листочки
Ход
мероприятия
Учитель (или
ведущий):
- Здравствуйте,
ребята и гости нашей игры. Мы собрались сегодня в этом зале, чтобы провести
игру "Последний герой” по русскому языку и литературе. Вам, участникам
игры, предстоит нелёгкая задача: вспомнить всё, что вы изучали по этим
предметам, а также напрячь своё воображение, чтобы стать победителем.
Вот правила
игры:
"Последний
герой” состоит из 2 туров, 1 тур - 4 задания, 2 тур - 3 задания. Ребята делятся
на 2 команды. После каждого тура подводятся итоги. За этим будет следить
компетентное жюри…
В конце
останется только одна команда, она и будет командой "Последний герой 2013
года”.
Итак, начинаем.
I тур.
1 задание. Оно называется "Разминка”. Каждой команде
будет задано по 2 вопроса (1 по русскому языку, 1 по литературе).
Вопросы:
- Назовите главный член
предложения, который отвечает на вопросы: каков предмет? что он такое? (сказуемое)
- Кто автор произведений:
Дубровский, "Капитанская дочка”, "Руслан и Людмила”? (А.С.
Пушкин)
- Расскажите правило по
карточке "ЧК, ЧН” (В сочетании ЧК, ЧН мягкий знак не пишется)
- Кто написал стихотворение
"Колокольчики мои, цветики степные”: Лев Толстой или Алексей Толстой?
(Алексей Толстой)
- Что такое монолог? (Один
человек говорит, все молча слушают)
- Назовите автора
произведения "Муму”. (Иван Сергеевич Тургенев)
- Расскажите правило по
карточке ЖИ, ШИ. (ЖИ, ШИ пиши с буквой И)
- Кто убит на дуэли в 1841
году Н.С. Мартыновым в Пятигорске? (Михаил Юрьевич Лермонтов)
- "Значимая часть слова,
которая несёт в себе лексическое значение слова”. Что это? (корень)
- Что обычно начинается со
слов: "Жили-были” или "В некотором царстве..”: сказка или
былина? (сказка)
- Расскажите правило по
карточке: -КОС-, -КАС-. (если после корня есть суффикс –а-, то в корне
пишется А; если суффикса нет, то пишется О)
- Как называется двусложный
размер с ударением на втором слоге? (ямб)
- Что такое обращение? (слово
или словосочетание, называющее того, к кому обращаются с речью)
- Назовите имя и отчество
Гоголя. (Николай Васильевич)
- Травка зеленеет. Это
словосочетание или предложение? (предложение)
- Кто написал строчки:
"Лето красное пропела, оглянуться не успела, как зима катит в глаза”?
(Иван Андреевич Крылов)
- Что такое антонимы? (слова
одной и той же части речи с противоположным лексическим значением)
- Что написал И.С. Тургенев:
"Записки из сумасшедшего дома” или "Записки охотника”? ("Записки
охотника”)
- Юрий Петрович, Мурзик. Это
имена существительные собственные или нарицательные? (Собственные имена
существительные)
- Чьи это годы жизни: 1799 –
1837? (Александра Сергеевича Пушкина)
- К какой части речи
относятся слова: скучающий, ответивший? (причастие)
- Назовите автора
произведения "Бородино”. (Михаил Юрьевич Лермонтов)
- Расскажите правило -ГОР-,
-ГАР-. (если ударение падает на корень, то пишется в корне А, в
безударном положении О)
- Как называется отношение
автора к изображаемым событиям, людям, мысль о них: тема или идея
произведения? (идея)
- Я, кто-то, такой, их. Какая
это часть речи? (местоимение)
- Назовите автора
"Хамелеона”, "Лошадиной фамилии”. (Антон Павлович Чехов)
- Что такое диалог? (разговор
двух или более лиц)
- Кто написал строчки:
"Я пришёл к тебе с приветом, рассказать, что солнце встало”? (Афанасий
Фет)
Доп. вопросы:
- Главный или второстепенный
член отвечает на вопросы: какой? чей? (второстепенный, определение)
- Кто написал первую
"Российскую грамматику”: Державин или Ломоносов? (Михаил Васильевич
Ломоносов)
- Что такое инверсия?
(обратный порядок слов с целью усиления выразительности речи)
- Лисички1 –
грибы, лисички2 – лисята. Это синонимы или омонимы? (омонимы)
- Из какого произведения эта
фраза: " Я пригласил вас, господа, чтобы сообщить пренеприятное
известие…”? ( "Ревизор” Н.В. Гоголя)
- Как сейчас произносится
древнерусское слово "персты”? (пальцы)
- Что такое архаизмы? (слова,
вышедшие из активного повседневного употребления; устаревшие слова)
- Кто написал "Мцыри”? (Михаил
Юрьевич Лермонтов)
- На какие вопросы отвечает
обстоятельство? (где, куда, зачем, почему, как…)
- Какие знаете двусложные
размеры стиха? (хорей и ямб)
2 задание. Каждому участнику будут выданы карточки со словами.
Нужно расставить ударения и показать выполненное задание жюри.
Алфавит,
свекла, арахис, портфель, эксперт, августовский, каталог, баржа, балованный,
шофер.
|
Квартал,
бармен, феномен, документ, магазин, айвовый, каламбур, творог, звонит,
баловень.
|
3 задание. К словам, которые
называет ведущий, подобрать как можно больше
- синонимов: идти (шагать, ползти, топать); трусливый (боязливый,
несмелый, пугливый); говорить (сказать, повторить, молвить, добавить,
воскликнуть, заявить); красивый (симпатичный, обаятельный,
привлекательный); жилище (дом, хата, общежитие); смеяться (хохотать,
ржать, улыбаться).
- антонимы к словам: друг, хорошо, счастье, небо, труд, мало, разговорчивый,
книга, доброе утро (спокойной ночи), мышь, идти, свет, молодость,
чумазый, шикарный, человек, жизнь.
Слушаем результаты жюри.
4 задание. Перед вами на доске написаны два столбика. Все
слова тем или иным образом связаны, например: в одном столбике может быть дано
название произведения, в другом - его автор; или название поделено на части.
Задача участников: "связать” слова и на листочках в столбик записать
верные ответы.
П.
Ершов
|
Калашников
|
Остап
|
Капитанская
|
купец
|
Астафьев
|
Виктор
Петрович
|
дети
|
дочка
|
Красный
нос
|
"Левша”
|
нищий
|
Пеппи
|
А.
Линдгрен
|
подземелья
|
"Конёк-горбунок”
|
мороз
|
Длинный
чулок
|
"Малыш
и Карлсон”
|
Аввакум
|
протопоп
|
Н.Лесков
|
|
|
|
|
|
|
Слово предоставляется жюри.
II тур.
1 задание.
К словам, которые я буду называть, вам нужно подобрать как можно больше
слов – рифм. Все помнят, что такое рифма? Например, к слову "морковь” -
кровь, любовь; "мне” - на дне, пне, окне и т.п. Рифмы записывайте на
листочках, вот слова:
Крышка, дедушка, знак, цветок, народ.
Предполагаемые
рифмы: Мышка, малышка, мишка, мартышка. Хлебушка, воробышка, подушка, мормышка.
Пятак, злак, чудак, дурак. Горшок, висок, прыжок, носок. Пароход, доход, урод,
завод.
- Теперь я снова
читаю слова, вы поочереди называете рифмы.
2 задание. "Откуда и кто автор?” Я буду зачитывать
отрывок из какого-нибудь произведения, ваша задача – вспомнить, кто написал и
что за произведение. Если не отгадывает один, право ответа переходит к
следующему. Победит тот, кто больше всех отгадает; уйдёт тот, кто совсем не
выполнит задания.
- "Вылезши из печки и
оправившись, Солоха, как добрая хозяйка, начала убирать и ставить всё к
своему месту; но мешков не тронула: это Вакула принёс, пусть сам и
вынесет! Чёрт, между тем, когда ещё влетал в трубу, как-то нечаянно
оборотившись, увидел Чуба об руку с кумом… Вылетел он из печки, перебежал
им дорогу и начал разрывать кучи замёрзшего снега. Поднялась метель”. ("Ночь
перед Рождеством” Н.В. Гоголь)
- "Кусака долго металась
по следам уехавших людей, добежала до станции и - промокшая, грязная –
вернулась на дачу. Там она…первый раз взошла на террасу и, приподнявшись
на задние лапы, заглянула в стеклянную дверь и даже поскребла когтями. Но
в комнатах было пусто…” ("Кусака” Л. Андреев)
- "И здесь у Марии
родился Сын. Она спеленала Его и положила в ясли, решётчатый ящик с сеном.
И никто из людей не знал о пришествии Христа, только ослик и бычок
смотрели на младенца и согревали Его своим дыханием”. (Библия.
"Рождение Христа”)
- "Вдруг оба
генерала…начали медленно подползать друг к другу и в одно мгновение ока
остервенились. Полетели клочья, раздались визг и оханье; один…откусил у
своего товарища орден и немедленно проглотил. Но вид текущей крови как
будто образумил их”. ("Повесть о том, как один мужик двух
генералов прокормил” М.Е. Салтыков-Щедрин)
- "Грубые скотоводы
стояли вокруг него на коленях, и старый Пенруф пробормотал дрогнувшим
голосом: "Лучше бы у меня пропало 20 быков!” Я взял Снапа на руки, ..
погладил по голове. Он слегка заворчал, как видно на прощанье, лизнул мне
руку и умолк навсегда”. ("Снап” Э. Сетон-Томпсон)
- "И вдруг он разорвал
себе грудь руками и вырвал из неё своё сердце и высоко поднял его над
головой. Оно пылало так ярко, ярче солнца, … что тьма разлетелась от света
его…” ("Старуха Изергиль” М. Горький)
- "Я раз слушал его: ну,
покамест говорил об…вавилонянах – ещё ничего, а как добрались до
Александра Македонского, то я не могу вам сказать, что с ним сделалось. Я
думал, что пожар…! Сбежал с кафедры и … хвать стулом об пол. Оно, конечно,
Александр Македонский герой, но зачем же стулья ломать? От этого убыток
казне”. ("Ревизор” Н.В. Гоголь)
- "И корова уныло
молчала, потому что была…покорна жизни… и своей нужде в сыне, который ещё
не вырос, чтобы она могла оставить его, и …она глядела во тьму большими налитыми
глазами и не могла ими заплакать, чтобы обессилить себя и своё горе”. ("Корова”
А. Платонов)
- "Сын мой Пётр! Письмо
твоё, в котором ты просишь нас о родительском благословении и согласии на
брак с Марьей Ивановной дочерью Мироновой, мы получили…, но моего согласия
дать я тебе не намерен… Собираюсь добраться до тебя да за проказы проучить
путём”. Я всё понял и вознегодовал на Савельича”. ("Капитанская
дочка” А.С. Пушкин)
- "Жил на свете
маленький цветок. Никто и не знал, что он есть на земле. на пустыре, где
он рос, трава не росла, а лежали одни старые серые камни, и меж ними была
сухая мёртвая глина. Лишь один ветер гулял по пустырю”. ("Неизвестный
цветок” А. Платонов)
3 задание. "Как много знаю я стихов?” Я зачитываю начало
стихотворения, которое вы учили в школе или просто слышали, вы должны
продолжить или закончить его.
1.
Сижу за решёткой в темнице сырой.
Вскормлённый в неволе орёл молодой.
(…Мой грустный товарищ, махая крылом,
Кровавую пищу клюёт за окном)
("Узник” А.С. Пушкин)
|
2.
Не позволяй душе лениться!
Чтоб воду в ступе не толочь,
(…Душа обязана трудиться,
И день, и ночь, и день, и ночь)
("Не позволяй…” Н. Заболоцкий)
|
3.
Белеет парус одинокий,
В тумане моря голубом!
(…Что ищет он в стране далёкой?
Что кинул он в краю родном?)
( "Парус” М.Ю. Лермонтов)
|
4.
Старик, я слышал много раз,
Что ты меня от смерти спас –
(…Зачем? Угрюм и одинок,
Грозой оторванный листок.)
("Мцыри” М.Ю. Лермонтов)
|
5.
Мороз и солнце, день чудесный!
Ещё ты дремлешь, друг прелестный –
(…Пора, красавица, проснись.)
("Зимнее утро” А.С. Пушкин)
|
6.
Молча сижу под окошком темницы,
Синее небо отсюда мне видно:
(…В небе играют все вольные птицы,
Глядя на них мне и больно, и стыдно.)
("Пленный рыцарь” М.Ю. Лермонтов)
|
Финал.
1 задание.
"Пословицы и поговорки”. На заданную тему нужно вспомнить
пословицы, поговорки. Кто больше?
Темы: а) вражда, ссора, драка.
(Худой мир лучше
доброй ссоры; милые бранятся - только тешатся; старики бранятся – бесятся;
лежачего не бьют; живут как кошка с собакой; грызутся как собаки за кость).
б) труд, орудия
труда.
(Без дела жить –
только небо коптить; взялся за гуж – не говори, что не дюж; волка ноги кормят;
глаза боятся, а руки делают; делу – время, потехе – час; дело мастера боится;
чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть).
в) деньги, достаток.
(Деньги всему
голова; деньги – гости: то нет, то горсти; деньги – не грибы, и зимой растут;
не имей сто рублей, а имей сто друзей).
2 задание.
"Вопросы – шутки”. Отгадайте вопросы – и вы в победителях:
- Без чего дома
не построишь? (без угла)
- За чем чай
пьют? (за столом)
- За чем во рту
язык? (за зубами)
- За что ученика
выгнали из класса? (за дверь)
- По чему в лес
ходят? (по земле)
- По чему утка
плавает? (по воде)
На этом наша
игра заканчивается. Жюри подводит итоги, награждаются ученики:
1. Команда
победитель - "Последний герой-2013” - грамотой и памятными подарками.
2. Вторая
команда получает утешительные призы за участие.
Последний герой (.PPT)
|