Название: Путешествие по континенту Химия Предмет: Химия Дата проведения: 2010 год Классы: 8-10 Тип материала: сценарий, задания, ответы, презентация
Цель: способствует развитию познавательного интереса учащихся
Сценарий мероприятия (параллельно с действием идет показ презентации (30 Mb))
Ведущий 1: Другого ничего в природе нет Ни здесь, ни там в космических глубинах Все: от песчинок малых до планет Из элементов состоит единых Ведущий 2: Химия – это наука умеющая творить чудеса И как всякая наука требует к себе самого серьезного, самого ответственного отношения Ведущий 1: Химия – это наука о веществах и превращениях настолько необыкновенных, что для непосвещенных они кажутся чудом. Секрет этой магии – знание химического ремесла.
Песня «Химия» (исполняет Филатова Таня) презентация + музыка (мотив песни Н.Королевой «Маленькая страна»)
Текст песни:
Куплет 1 Есть за горами за лесами маленькая страна, Там разноцветные растворы, смеси и вещества, Счастьем глаза людей искрятся, Там зла и горя нет Там во дворце живет царица И людям дарит свет
Припев: Маленькая страна (2 раза) Там где всегда светло и ясно, Там где всегда весна Маленькая страна (2 раза) Там во дворце живет царица С именем Химия
Куплет 2: Царица не даром людям снится Ведь светлый миг придет, И на крылатой колесница Она совершит полет Эта страна от сна воспрянет И превратится вдруг В большую страну И сразу станет Царицею всех наук
Припев...
Ведущий 2: Сегодня – путешествие – путешествие по континенту Химия. Перед этим мы желаем проверить профессиональную пригодность кандидатов в путешественники, освященным веками способом: путем испытания.
(выходят учащиеся)
Все вместе: здравствуйте (разочарованно) 1: Мы – химики! А химия – это бессонные ночи. 2: Это постоянные разговоры о химии. 3: Это химические лаборатории. 4: Это родители, которые говорят: а наш ребенок – химик Все: И это счастье, и это жизнь! (С усмешкой) 1: Но вы можете спросить: почему же не все становятся химиками? Да потому что химия – это бессонные ночи. 2: Это постоянные разговоры о химии 3: Это химические лаборатории (говорит, зажимая нос) 4: Это родители, которые говорят: а наш ребенок (усмешка) – химик! Все: И это счастье, и это жизнь? (Гордо) 1: Но все-таки мы – химики, потому что это бессонные ночи! 2: потому что это постоянные разговоры о химии! 3: потому что это химические лаборатории! 4: потому что это родители, которые говорят «А наш ребенок (бьет себя в грудь и гордо произносит) – химик!» Все: И это счастье, и это жизнь! Ведущий 1: Согласно традиции, путешественники-химики считаются химически пригодными, если… Если они знают свойства веществ и закономерности их превращений; Ведущий 2: Если они умеют осуществить эти превращения не только в своей голове, но хотя бы в пробирке; Ведущий 1: если они умеют взглянуть на вещества, вещи и мир в целом с новой, неожиданной стороны; Ведущий 2: и если они обладают чувством юмора. Ведущий 1: В путешествие отправляются три команды. Представьтесь, пожалуйста.
(Представление команд)
Ведущий 1: А главным наблюдателями будут.
(Представление жюри)
1 конкурс «Разминка» Даны тривиальные названия соединений, составьте химические формулы. Синильная кислота - Фосген – Нашатырь – Калийный щелок – Известковое молоко – Бура – Царская водка – Сулема – Чилийская селитра – Зеленый купорос – Угарный газ - Поташ – Сухой лед – Каломель – Гашенная известь - Киноварь - Веселящий газ – Глауберова соль –
2 конкурс «Цветной город» В пяти пронумерованных пробирках находятся сульфаты аммония, калия, бария, марганца, цинка в виде сухих веществ, используя реагенты воду, раствора аммиака, гидроксид натрия, индикаторную бумагу «универсальную». Задание 1. Представьте в виде таблицы наиболее простой путь идентификации сульфатов. Задание 2. Приведите уравнения соответствующих реакций
3 конкурс «Город вопросов» Расшифруйте схему превращений. Напишите соответствующие уравнения реакции. (см. презентацию)
4 конкурс «Залив Менделеева» Даны три соли А, В, С. Соль А, окрашивающая пламя в жёлтый цвет, при нагревании до 300 С плавится. А при дальнейшем нагревании переходит в соль другой кислоты и при этом выделяется газ В, в котором очень быстро сгорает раскалённый уголь. При нагревании соли С, выделяется такой же объем газа В, но наряду с этим, образуется 40 грамм оксида, содержащего 80% двух валентного металла и выделяется газ бурого цвета. При нагревании с концентрированной серной кислотой кристаллов как соли А, так и соли С отгоняется жидкость, в которой растворяется медь. Задача команд: определите состав и количество исходных солей.
Игра со зрителями Какое взрывчатое вещество иногда держат под языком для снятия сердечных спазм? При попадании азотной кислоты на кожу и ногти появляется жёлтое окрашивание. Чем оно вызвано? Как поместить яйцо в молочную бутылку? Кто первым научился получать волокно? Какие свойства химических веществ представляют опасность для человека? Какие органы чувств используют химики в качественном анализе химических веществ?
Ведущие: Произнесем клятву путешественника. Я, вступая в ряды химиков-путешественников, торжественно клянусь: любить химию, слушать учителя и следовать его советам! Никогда не употреблять в пищу химические препараты, никогда не использовать свои знания по химии в плохих целях. А если я нарушу свою клятву, то пусть меня разъест серная кислота! КЛЯНУСЬ! КЛЯНУСЬ! КЛЯНУСЬ!
Ведущие: Попросим всех встать.
Песня "Гимн химиков"
Куплет 1: Мы рождены пролить все то, что льётся, Просыпать то, чего нельзя пролить. Нам много в жизни испытать придется И бесконечно химию зубрить Не кровь, а спирт течет по нашим венам! Мы кислотой до сердца прожжены! Мы дышим хлором, бромом и фосгеном И все на вкус попробовать должны!
Припев: Всё выше, и выше, и выше Лети, рыжий бром, к небесам. И кто этим бромом подышит, Тот рыжим становится сам. Всё выше, и выше, и выше К вершинам наук мы идём, И если в пути не взорвёмся, То к цели заветной придём.
Куплет 2: Наш острый взгляд пронзает каждый атом- Недаром он шпаргалкой обострен! На смену докторам и кандидатам Зовет нас Менделеевский закон! У нас есть цель - пройдя огонь и воду, Попасть в учёных славную семью И победив могучую природу, Навек прославить химию свою!
Припев: Всё выше, и выше, и выше Лети, рыжий бром, к небесам. И кто этим бромом подышит, Тот рыжим становится сам. Всё выше, и выше, и выше К вершинам наук мы идём, И если в пути не взорвёмся, То к цели заветной придём
Ведущие: Наше путешествие подошло к концу. Просим жюри объявить результаты и до новых встреч.
(Жюри объявляет результаты. Конец)
|