Ход занятий.
1.
Упражнение «Приветствие». Учащиеся приветствуют друг
друга в соответствии с правилами этикета различных стран.
Всем предлагается
встать в круг.
Воспитатель. Сколько раз в день
мы здороваемся друг с другом? "Добрый день!" –приветствуем мы учителя. "Привет!" - говорим подруге.
"Здравствуйте!" - говорим по телефону. А знаете ли вы, что значат эти слова?' Откуда
взялся обычай приветствовать друг друга? (Ответы
детей)
Если посмотреть, как принято
здороваться в разных странах, то просто напрашивается вывод о том, что приветствие имеет какой-то
глубинный смысл.
Вот, например, во Франции говорят:
"Comment ca va", - что можно перевести:
"Как это идет?". А итальянцы приветствуют друг друга словами: "Come sta",- что значит: "Как
стоишь?". Араб сказал бы
тебе: "Salaam
alei-kun!", - "Мир вам!", а
англичанин бы спросил: "How
do you do?", - что буквально значит:
"Как ты делаешь?" А вот в Индии, к примеру, утром у тебя
поинтересовались бы: "Не слишком ли беспокоили Вас комары этой
ночью?"
Традиционное приветствие в Таиланде —
именуемое "вай", при котором сложенные вместе ладони прикладываются к голове или груди,
причем положение рук и длительность всего жеста определяется социальным положением приветствуемого: чем значительнее
статус персоны, тем выше поднимаются ладони, и тем дольше длится
"вай".
Вот немногие примеры того, как происходит приветствие в
соответствии с тайскими правилами этики:
1. Приветствие со старшим по возрасту. Младшие при
встрече всегда здороваются первыми.
Мужчина или мальчик делает низкий поклон, а женщина или девочка совершает приседание,
чем-то отдаленно напоминающее реверанс. В ответ старший приветливо улыбается и отвечает
жестом "вай" на уровне груди.
2.
Приветствие ровесников. Ровесники приветствуют друг друга, а также прощаются
при
расставании обычным вайем. Ладони рук держат вместе на уровне груди и выполняют
небольшой
поклон. Это символизирует равноправие в их
обществе. Давайте и мы с вами поприветствуем друг друга таким необычным образом.
Приветствие друг друга в соответствии с
тайскими правилами по кругу.
Очевидно, люди разных народов в
приветствии подчеркивают, что является наиболее важным в их жизни. Для
русских - здоровье, от которого и происходит наше "Здравствуй!", т.е.
живи во здравии, будь
здоров. Для англичан и американцев - это труд. Для итальянцев - стабильность, а
для французов, наоборот, - перемены. Для арабов, так же, как и для некоторых
африканских народов - мир.
Помимо слов и выражений, для
приветствия мы используем и жесты.
Самый распространенный, наверное,
рукопожатие.
Приветствие по-русски (рукопожатие по
кругу).
У индейцев было принято подбегать друг
к другу и тереться носами. Так они выражали свои радость от встречи с человеком и хорошее к нему
расположение.
Приветствие по-индейски (по кругу).
Приветствия жителей острова Пасхи: стать прямо, сжать руки в
кулаки, вытянуть их перед собой, поднять над головой, разжать кулаки и дать
рукам спокойно упасть.
Приветствие друг друга, учащиеся
выполняют все вместе данное упражнение.
Очень ответственно относятся к приветствиям японцы. У них
применяется три вида поклонов - очень
низкий, средний и легкий. Низким поклоном приветствуют самых уважаемых и
богатых людей.
Приветствие по-японски по кругу.
2.
Упражнение «Знакомство».
Все садятся в круг. По цепочке начинают знакомиться друг с
другом. Сначала называют свое имя и качество на начальную букву своего имени,
например, Диана, добрая, душевная и т.д.
3. Упражнение:
«Коллаж класса». Ребятам
раздается светлая цветная бумага. В центре листочка они пишут слово «Я»
Предлагается обучающимся создать свою эмблему — визитку, на которой
должно быть написано
имя, район, откуда он приехал,
и какое-либо его
положительное качество, могут
нарисовать какой-нибудь рисунок, форму каждый выбирает свою.
Пока дети работают, на доске перед ними висит чистый плакат
с надписью в центре «Мы».
Выполнив задание, каждый
подходит к плакату и приклеивает свою эмблему на общий шаблон и проговаривают,
что они написали.
Примечание: необходимо подвести учащихся к идее,
что каждый из них — частичка целого класса, что все отдельные «Я» составляют
общее «Мы».
В заключение нужно обсудить, сделать вывод, может ли
общее «Мы» существовать без отдельных «Я».
4.
Упражнение «Какие мы?»
Все хором произносят «Мы все» а отдельные участники по
очереди читают качества, написанные на
индивидуальных визитках, но только во множественном числе. Например: «Мы
все сильные, умные, ...».
Рефлексия: Участники по кругу, передавая друг другу
игрушку, говорят о том, что больше всего
запомнилось на занятии. И произносят добрые пожелания друг другу по кругу.
|